О СУДЬБАХ, ОБОРВАННЫХ ВОЙНОЙ
Фильм «Аты-баты, шли солдаты» стал последней работой Леонида Быкова-режиссера,
а роль ефрейтора Святкина — последней работой Леонида Быкова-актера
Фильм снят по киноповести писателя Бориса Васильева.
Это произведение, в прямом смысле слова, восстало из пепла. Один
из тогдашних литературных корифеев отозвался о повести Васильева
крайне отрицательно, и раздосадованный писатель рукопись сжег. По
счастью, единственный оставшийся экземпляр вытащил из мусорной корзины
друг Васильева Кирилл Рапопорт — так появился сценарий
Первоначально сниматься в этой картине Леонид Федорович не предполагал.
На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из
них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя
роль. Неужели ты не видишь?». И оказались правы. Лучше Быкова эту
роль вряд ли кто-нибудь сыграл бы.
Балагур ефрейтор Святкин, Сват — фольклорный персонаж,
это ж, может быть, Василий Теркин, который издевается над всем паскудством
жизни, не боится ничего и не теряет чувства юмора, даже идя на смерть.
Смех — его оружие, потому он и побеждает — не физически, а духовно.
А сам фильм «Аты-баты, шли солдаты» обретает жанровые черты баллады,
становится «сагой о солдате».
Леонид Быков, рассказывая о фильме, замечал, мол,
некоторые полагают, что Сват — главный персонаж, центральная фигура
картины. На самом же деле, ее стержень — лейтенант Суслин. Таких,
как он, на фронте было большинство, и во многом благодаря их крепости
духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа: «Володя Конкин
точно и осмысленно передал философию, сверхзадачу образа...»
Из воспоминаний Владимира Конкина:
«После выхода на телеэкраны страны в начале 70-х фильма «Как закалялась
сталь» на меня обрушилась такая слава! Меня раздражало давление
роли. Фильм был снят, но за Павкой не видели меня самого. Но я-то
Владимир Конкин! Преодолеть давление роли мне помог Леонид Федорович
Быков. Мы встретились на показе худсовету первых, еще рабочих фрагментов
фильма «Как закалялась сталь». Он подошел ко мне и сказал: «Знаешь,
материал очень серьезный. Но мне кажется, что ты комедийный артист».
Я был в изумлении от его проницательности: в театральном училище
я как раз играл комедийные и лирические роли, пел и танцевал. Леонид
Федорович пригласил меня на роль лейтенанта Суслина в «Аты-баты…».
Это спасло мою творческую судьбу. И, скажу честно, — мне за этот
фильм сегодня не стыдно».
Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976
года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали
не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы
Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.
Вспоминает актриса Елена Шанина:
«Фильм снимался в такое время, когда все лучшее в кино и театре
как раз было сделано в рамках военной темы. Здесь можно было, не
касаясь политики, остаться человеком. В картине у меня была роль
о любви, которая обречена на смерть. А о таком материале каждая
актриса мечтает! Надо сказать, что Леонид Быков был невероятно терпелив
ко мне. Снимали мы в поле, зимой, в страшные холода. Никаких комфортных
условий, разумеется, не предполагалось. Поэтому все жутко пообморозились.
Но любые неудобства покрывала совершенно особенная
творческая атмосфера. У актеров было такое ощущение, что все вокруг
создается только для них. Мы все были просто одержимы нашей работой.
Я вспоминаю о том времени с огромным удовольствием».
Героический труд участников картины оказался не напрасным.
Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова после фильма
«В бой идут одни старики». За «Аты-баты…» ему была присвоена Государственная
премия Украинской ССР. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне
радовали его, но душа была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество,
коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать.
Даже официальная приемка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты»,
в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила
довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно...
захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые
вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название?
Какая-то детская считалка...». Слава Богу, у присутствующих хватило
духу ему возразить и отбить многие придирки и замечания.
Несмотря на трагический финал, фильм оптимистичен
по общему настроению, по самому духу. Итог повествования — печаль
о недожитых жизнях, оборванных войной, — смягчается мыслью о том,
что жертвы были не напрасны…
Из воспоминаний композитора Валентина Левашова:
«Вскоре после выхода на экран картины «От зари до зари» у меня в
квартире раздался неожиданный звонок из Киева. Звонил мой друг,
известный киноартист и режиссер Леонид Быков. В это время он работал
над фильмом «Аты-баты, шли солдаты». Как выяснилось, он по радио
услышал мою песню «Бери шинель, пошли домой». Она ему очень понравилась,
и он под нее уже снял сотни метров пленки. Звонок его был не чем
иным, как предложением мне стать композитором фильма.
Когда я ему сказал, что песня уже звучит в фильме
«От зари до зари», то просто сердцем почувствовал, как он побледнел.
Ну а если точнее, то он просто лишился дара речи. Минут пять продолжалось
молчание, а потом он сказал: «Я позвоню дня через два...»
Звонок состоялся. За эти два дня он успел взять из
проката фильм «От зари до зари», просмотрел его и... все-таки не
отказался от своей творческой идеи. Спасибо ему за это от имени
песни, у которой сложилась такая счастливая судьба».
|