На главную
Биография    Фильмография    Статьи    Галерея    Памяти Маэстро    В бой идут одни "старики"    Форум

О СУДЬБАХ, ОБОРВАННЫХ ВОЙНОЙ

Фильм «Аты-баты, шли солдаты» стал последней работой Леонида Быкова-режиссера, а роль ефрейтора Святкина — последней работой Леонида Быкова-актера

Фильм снят по киноповести писателя Бориса Васильева. Это произведение, в прямом смысле слова, восстало из пепла. Один из тогдашних литературных корифеев отозвался о повести Васильева крайне отрицательно, и раздосадованный писатель рукопись сжег. По счастью, единственный оставшийся экземпляр вытащил из мусорной корзины друг Васильева Кирилл Рапопорт — так появился сценарий
Первоначально сниматься в этой картине Леонид Федорович не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?». И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли кто-нибудь сыграл бы.

Балагур ефрейтор Святкин, Сват — фольклорный персонаж, это ж, может быть, Василий Теркин, который издевается над всем паскудством жизни, не боится ничего и не теряет чувства юмора, даже идя на смерть. Смех — его оружие, потому он и побеждает — не физически, а духовно. А сам фильм «Аты-баты, шли солдаты» обретает жанровые черты баллады, становится «сагой о солдате».

Леонид Быков, рассказывая о фильме, замечал, мол, некоторые полагают, что Сват — главный персонаж, центральная фигура картины. На самом же деле, ее стержень — лейтенант Суслин. Таких, как он, на фронте было большинство, и во многом благодаря их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа: «Володя Конкин точно и осмысленно передал философию, сверхзадачу образа...»

Из воспоминаний Владимира Конкина:
«После выхода на телеэкраны страны в начале 70-х фильма «Как закалялась сталь» на меня обрушилась такая слава! Меня раздражало давление роли. Фильм был снят, но за Павкой не видели меня самого. Но я-то Владимир Конкин! Преодолеть давление роли мне помог Леонид Федорович Быков. Мы встретились на показе худсовету первых, еще рабочих фрагментов фильма «Как закалялась сталь». Он подошел ко мне и сказал: «Знаешь, материал очень серьезный. Но мне кажется, что ты комедийный артист». Я был в изумлении от его проницательности: в театральном училище я как раз играл комедийные и лирические роли, пел и танцевал. Леонид Федорович пригласил меня на роль лейтенанта Суслина в «Аты-баты…». Это спасло мою творческую судьбу. И, скажу честно, — мне за этот фильм сегодня не стыдно».

Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.

Вспоминает актриса Елена Шанина:
«Фильм снимался в такое время, когда все лучшее в кино и театре как раз было сделано в рамках военной темы. Здесь можно было, не касаясь политики, остаться человеком. В картине у меня была роль о любви, которая обречена на смерть. А о таком материале каждая актриса мечтает! Надо сказать, что Леонид Быков был невероятно терпелив ко мне. Снимали мы в поле, зимой, в страшные холода. Никаких комфортных условий, разумеется, не предполагалось. Поэтому все жутко пообморозились.

Но любые неудобства покрывала совершенно особенная творческая атмосфера. У актеров было такое ощущение, что все вокруг создается только для них. Мы все были просто одержимы нашей работой. Я вспоминаю о том времени с огромным удовольствием».

Героический труд участников картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова после фильма «В бой идут одни старики». За «Аты-баты…» ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне радовали его, но душа была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать. Даже официальная приемка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты», в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно... захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка...». Слава Богу, у присутствующих хватило духу ему возразить и отбить многие придирки и замечания.

Несмотря на трагический финал, фильм оптимистичен по общему настроению, по самому духу. Итог повествования — печаль о недожитых жизнях, оборванных войной, — смягчается мыслью о том, что жертвы были не напрасны…

Из воспоминаний композитора Валентина Левашова:
«Вскоре после выхода на экран картины «От зари до зари» у меня в квартире раздался неожиданный звонок из Киева. Звонил мой друг, известный киноартист и режиссер Леонид Быков. В это время он работал над фильмом «Аты-баты, шли солдаты». Как выяснилось, он по радио услышал мою песню «Бери шинель, пошли домой». Она ему очень понравилась, и он под нее уже снял сотни метров пленки. Звонок его был не чем иным, как предложением мне стать композитором фильма.

Когда я ему сказал, что песня уже звучит в фильме «От зари до зари», то просто сердцем почувствовал, как он побледнел. Ну а если точнее, то он просто лишился дара речи. Минут пять продолжалось молчание, а потом он сказал: «Я позвоню дня через два...»

Звонок состоялся. За эти два дня он успел взять из проката фильм «От зари до зари», просмотрел его и... все-таки не отказался от своей творческой идеи. Спасибо ему за это от имени песни, у которой сложилась такая счастливая судьба».

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика