РОМЕО И КУЗНЕЧИК
Служили под командованием Василия Сталина
Уважаемые посетители сайта! Мы предлагаем вам ознакомиться с одним из
интервью Дважды Героя Советского Союза, военного летчика Виталия Ивановича Попкова. Мы преклоняемся перед его
мужеством в годы Великой Отечественной войны. Однако, с точки зрения максимальной исторической достоверности,
просим учесть, что на момент публикации уважаемому Виталию
Ивановичу было уже около 80-ти лет, а г-жа Великанова (автор публикации), сраженная обаянием заслуженного ветерана
и следуя "лучшим традициям" своего издания, не смогла несколько критически обработать материал интервью. Поэтому,
просим вас не относиться к изложенной версии
создания фильма “В бой идут одни старики”, как к единственно возможной. Пользуясь случаем,
еще раз выражаем свое восхищение беспримерным
героизмом Виталия Ивановича в годы войны и его самоотверженным трудом в мирное время. Администрация сайта.
Май и июнь - конец и начало Великой Отечественной.
Одна из верных примет этого времени - обязательная демонстрация
по ТВ старого, любимого всеми фильма из тех, что не надоедают, -
"В бой идут одни старики". И снова в конце в живых останутся
лишь трое - механик, Кузнечик и сам Маэстро. "А как сложились
их судьбы после войны, да и живы ли герои фильма?" - задались
вопросом репортеры "МК".
Главного персонажа - майора Титоренко по прозвищу
Маэстро - мы отыскали в Москве. До встречи с этим человеком-легендой
я все гадала, похож ли он на Леонида Быкова, сыгравшего в фильме
главную роль.
Могу вас заверить, что сходства никакого. Передо мной
стоял крупный, высокий мужчина с крутым лбом и волевым подбородком,
скорее похожий на главнокомандующего армией Жукова, чем на добродушного
Быкова.
- Так вы и есть тот самый Маэстро? - сразу приступила
я к разоблачительному разговору.
- А что, не похож? - удивился мой собеседник.
Биография его заслуживает не одного фильма. Родился
и вырос Маэстро на Арбате, волею судьбы его соседом по коммуналке
был не кто иной, как Борис Мокроусов. Именно он привил мальчишке
любовь к театру и музыке, особенно к джазу. Кумиром Маэстро был
великий Утесов, с которым он познакомился позже, во время войны.
Оркестр под управлением Утесова подарил их полку два самолета. На
одном было написано: "Веселые ребята". Теперь, когда "старики"
где-то приземлялись, все кричали: "Смотрите, веселые ребята
прилетели". То ли о самолете говорили, то ли о пилотах.
Но это все позже. А в детстве благодаря своему соседу
по коммуналке Маэстро каждую неделю посещал театр, ходил на все
премьеры:
- Дело в том, что Мокроусову каждый день присылали
большую пачку театральных билетов, и если он был не в духе, то просил
меня их выбросить. Естественно, я вместе с друзьями ходил по ним
на спектакли.
Летчиком он мечтал стать, сколько себя помнит. Учился
всегда хорошо, и в летную школу его приняли сразу. Закончил ее на
"отлично". Служил Маэстро в легендарном полку под командованием
Василия Сталина. Этот полк одним из первых получил особое отличие
- стал гвардейским, дошел до Берлина, сбил рекордное количество
вражеских самолетов - 744, имел в своих рядах 27 Героев Советского
Союза. А из 14 человек эскадрильи, которой командовал именно Маэстро,
Героями стали 11.
- С чего началась служба? Если судить по фильму...
- Считайте, что с этого и началась. Помните кадры,
когда молодой пилот выделывает немыслимые виражи в воздухе низко
над землей? Именно так я красовался на аэродроме перед девушками.
Это безобразие увидел командир и... "Запретить боевые полеты
на месяц!". А я молодым был, горячим, говорю: "Мне зритель
нужен, а в воздухе его не найдешь". Да что там, дурак дураком
был... В общем, довыступался тогда, сидел на земле три месяца.
- Простите, но по фильму что-то подобное сделали не
вы, а Кузнечик...
- Кузнечик - это тоже я. С моего образа списали сразу
двух персонажей, видимо, в один не укладывался...
- С Василием Сталиным вы тоже, можно сказать, спелись?
- Мы с ним "сыгрались". Он очень любил бильярд,
был настоящим профессионалом. Когда мы играли вдвоем, он спрашивал:
"Сколько тебе шаров оставить?" Я отвечал: "Два".
И правда, больше двух мне забить не удавалось. Проигравший должен
был ползать под столом и кукарекать или хрюкать. За все время нашего
знакомства Вася проиграл один или два раза, видели бы вы его лицо,
когда он лез под стол.
Очень ему не хотелось этого делать, но уговор дороже
денег. Сейчас многие говорят, что он любил выпить, но это не так.
Тогда он пил не больше всех остальных, просто всегда был на виду
и имел горячий нрав, как все грузины.
- Какие отношения у него были с отцом?
- Говорил, что больше всех боится главнокомандующего
воздушной армией Руденко, члена Военного Совета фронта Крайнюкова
и отца. Отец был с ним строг, только на 12-й раз подписал приказ
о присвоении сыну генеральского звания, сам дописал его в конце
списка. До этого всегда вычеркивал. Когда Вася получил генерала,
сказал:
"Значит достоин, раз отец подписал". Кстати,
умер Вася своей смертью, а не насильственной, как поговаривают,
в Казани, где он жил с семьей. Там ему и нашелся последний приют.
На могиле написано: "Здесь похоронен Василий Иосифович Джугашвили".
Идея снять фильм о геройской эскадрилье возникла уже
после войны. Леонид Быков сам писал сценарий к нему. Дело в том,
что он сам мечтал стать летчиком, три раза поступал в летное училище,
но по состоянию здоровья Быкова не приняли. Тогда артист и осуществил
свою мечту на съемках фильма.
Кстати, уже готовый фильм пролежал на полке около
года. Тогдашний министр культуры, увидев его, возмутился: "Фильм
посвящен летчикам, не вернувшимся с войны, а у вас одни песни и
пляски!". Ему долго объясняли, что именно на войне больше,
чем где-либо, люди пели, ведь другого способа снять напряжение просто
не было. Помог тогда пробить фильм главнокомандующий воздушной армией
Руденко.
- Маэстро, значит выросли вы в интеллигентной семье,
ваш отец был профессором, почему же решили стать летчиком?
- Нет, нет. Пожалуй, единственное, что изменил Быков,
это вместо гвардии сержанта присвоил мне звание гвардии лейтенанта
да моего отца из шофера сделал профессором. А отец у меня всю жизнь
был правительственным шофером, мать - сестрой-хозяйкой в системе
ВЦИК. Так что это только по фильму я - из интеллигентной семьи,
а в жизни из довольно-таки простой.
- Остальных героев фильма тоже лишь немного, так сказать,
подогнали под образ? Или их и не было вовсе?
- Были. Ромео - так звали узбекского летчика Марисаева.
Он очень сильно любил девушку из нашего полка. Помните, по фильму
она, Евгения Симонова, из другого батальона. Девушка эта погибла
во время бомбежки столовой, а потом погиб и Ромео.
А вот прототипом ее подруги стала жена главного консультанта
фильма Харламова - очень красивая женщина. Знаете, тот самый момент,
когда по фильму девушки впервые приезжают в наш полк, воспроизведен
один к одному из реальной жизни. Все так и было - они появились
у нас, ребята начали было увиваться, а тут девчонки снимают шинели...
У мужиков аж глаза от удивления повылазили - девушки имели на своем
счету больше сбитых самолетов и орденов, чем они. По фильму обе
девушки погибли, но на самом деле вторая жива. Ее муж в шутку грозился,
когда они ругались: "Надя, перестань, а то убью по-настоящему".
Солист нашего хора, мечтавший стать солистом Большого
театра, погиб во время воздушного боя. Когда самолет падал, он успел
только крикнуть: "Будем жить!". Эта фраза была в нашей
эскадрилье любимой.
- А чудо-механик - всеобщий любимец зрителей?
- Который крестил самолеты перед вылетом? Мы очень
дружили, он, кстати, любил выпить и, бывало, что-то недосматривал
в работе. Мне не раз приходилось его выгораживать, иначе, по тем
временам, ему грозил трибунал.
Помню наше знакомство. Я только приехал в эскадрилью
по распределению, летной формы не было, и мне дали кавалерийскую
шинель, как у Дзержинского. Прямо в ней я и залез в самолет. А наш
механик увидел меня в этой форме и выгнал из самолета. Командир
говорит: "Ты что делаешь? Он же летчик!". На что получил
ответ: "Это летчик? Какой же это летчик?".
- Погоди, - говорит начальник, - он еще командиром
будет.
- Он - командиром? Разве это командир?
После войны, уже дважды Героем, я приезжал к нему
в Сочи. На вокзале, где меня встречала толпа людей, он показывал
на меня и кричал: "Смотрите, это мой командир". А я наклонялся
к нему и возражал: "Разве это командир?". И мы хохотали.
Только нам двоим и была понятна эта шутка.
- Еще один знаменитый фрагмент фильма...
- Это где я падаю на вражеском самолете?
- Как вы тогда умудрились доказать свою причастность
к "нашим", которые обзывали вас последними словами и кричали
"еще Героя прицепил"? По фильму вроде как смачно ругнулись...
- Да, действительно было. Когда я выбрался из самолета
со словами: "Я свой", мне не поверили и дали по морде.
Но когда и я им врезал, сомнения развеялись.
Сегодня Маэстро живет в современной квартире в центре
Москвы, у него две дочери и двое внуков.
После войны он продолжил образование в Академии Генштаба,
потом преподавал в Военно-воздушной инженерной академии, был во
многих странах мира, одним из первых летал на реактивном самолете.
Сегодня он почетный гражданин Москвы, Сочи, Магадана, Абхазии, носит
звание Верного сына грузинского народа, так как несколько лет жил
в Грузии. В Москве ему установлен бюст как дважды Герою Советского
Союза.
- А в фильме "В бой идут одни старики" есть
что-то о вашей жене?
- Нет, это уже отдельная история. На войне мой самолет
сбили где-то под Ржевом. Я успел выпрыгнуть с парашютом, но он раскрылся
очень поздно. Я упал прямо в болото, на полметра ушел в ил, кое-как
вылез, отправился пешком искать своих. Дошел до деревеньки, там
мне указали на госпиталь.
Поскольку у меня была челюстная травма, лежал я в
челюстном госпитале. Там медсестры шутили: "Вот сделаем из
тебя красивого мужика, а потом будем целоваться". Красивого
мужика из меня сделала моя будущая жена.
Мы стали переписываться.
Однажды наш командующий полком, Василий Сталин, был
в этом госпитале. Моя невеста спросила его обо мне.
"Как же, Виталя, знаю, знаю, - воскликнул Вася,
- давайте я вас к нему отвезу". Привез, перевел ее в наш полк.
А 9 мая, когда мы отмечали день победы, Вася говорит: "А давайте
мы вас поженим". Я тут же сделал Рае предложение, и она согласилась.
Так что мы 9 мая отмечаем сразу два праздника - День Победы и годовщину
свадьбы. И всегда поем "Смуглянку".
- Любимую песню вашего хора?
- Конечно. Так как фильм снимался украинской киностудией,
то и песни там были украинские, и фамилию мне дали украинскую. Но
"Смуглянка" была главной, под нее мы праздновали победы
наших войск и провожали товарищей в последний путь.
Уже прощаясь, я спохватилась, что ни разу за время
нашего разговора так и не назвала своего собеседника по имени -
Виталий Иванович Попков. А, впрочем, может быть, так и было нужно.
Ведь для всех россиян он - просто Маэстро. Один из миллионов солдат,
и в горе, и в радости призывающий на помощь "Смуглянку".
Маэстро, выигравший войну.
Марина ВЕЛИКАНОВА.
|