МАСТЕРА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА
Снимать фильмы о войне чрезвычайно трудно. Время не
щадит ни людей, ни технику, принимавшую участие в боевых действиях.
В фильме "В бой идут одни "старики" роль истребителей
Ла-5 и "мессершмитт" исполняли никогда не нюхавшие пороху,
созданные уже после войны учебно-тренировочные машины. Но выглядели
самолеты-актеры достаточно правдоподобно.
О том, как достигалась техническая достоверность,
корреспондент "ФАКТОВ" попросил рассказать летчиков -
участников съемок, мастеров спорта по высшему пилотажу Виктора Соловьева
и Анатолия Луговского.
"Для придания схожести с истребителем Ла-5
фюзеляж Як-18П загрузили... бетонными блоками"
- Весной 1973 года к нам на аэродром "Чайка" приехал Леонид
Федорович Быков, - вспоминает начальник штаба Центрального аэроклуба
имени О.К.Антонова Виктор Александрович Соловьев. - Объяснил, что
от нас требуется.
Опыт участия в таких делах у нас уже был. Более того,
в нашем аэроклубе работали инструкторами и авиатехниками бывшие
фронтовики Владимир Воловень, старший тренер сборной Украины по
высшему пилотажу Валентин Коваль, Леонид Уткин... Консультантами
фильма были генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Семен
Харламов и заслуженный военный летчик СССР Анатолий Иванов, начальник
нашего аэроклуба Николай Титовский.
Ранее мне довелось "воевать" в группе немецких
летчиков в фильме "Освобождение" Юрия Озерова, снимавшегося
в Киевской области. А для съемок знаменитого Прохоровского танкового
сражения выбрали широкое поле возле села Ходосиевка под Киевом.
Я летел в группе истребителей, прикрывавших танки. Шли на бреющем,
под нами грохотали взрывы - рядом земля летела. Но однажды пиротехники
что-то не рассчитали и в мой самолет снизу ударил 30-метровый столб
воды. Меня подбросило, думал, крылья отвалятся.
А вот во время съемок телесериала "Карпаты, Карпаты..."
- о партизанском рейде соединения Ковпака - рвануло прямо под самолетом
Толи Луговского. И в его машину полетели камни. У самолета, когда
он вернулся на аэродром, были настоящие дыры-пробоины в крыле и
фюзеляже, как на фронте...
Но у Леонида Быкова всякие неожиданности были сведены
к минимуму. Перед съемками все тщательно продумывалось. Бывшие фронтовики
здорово помогли приспособить спортивные машины для наземных съемок
и крупных планов. Например, у наших Як-18П было три стойки шасси,
третья - носовая. У истребителя Ла-5 - две стойки и маленькое колесо
на хвосте. Поэтому у Яка носовое шасси убрали, вместо него приварили
колесо на хвосте. А чтобы самолет не опрокидывался вперед, в заднюю
часть фюзеляжа положили противовес - бетонные блоки. И машина прекрасно
рулила.
"Учтите, самолет горит ровно семнадцать секунд!"
- Кстати, Леонид Быков пожелал сам научиться рулить, - продолжает
рассказ Виктор Соловьев. - Сказал, что неплохо водит автомобиль,
и с рулежкой особых проблем у него быть не должно. Мы с товарищами
переглянулись: управление самолетом ничего общего с вождением машины
не имеет. Скорее оно ближе к вождению танка.
Но посадили Леонида Федоровича в переднюю кабину,
в заднюю сел летчик. И Быков за полчаса научился прекрасно рулить!
Он даже летал неплохо с нашим инструктором Леонидом Уткиным.
А в роли немецких истребителей мы использовали спортивные
самолеты Z-326 чешского производства - у них двигатели более остроносые.
Раскрасил - ну чисто тебе "мессершмитт"!
Разрисовывал самолеты художник из киногруппы - пожилой
дядечка без руки, фронтовик. Он пользовался немецким календарем
1944 года с прекрасными фотографиями боевых машин "люфтваффе",
на которых отлично были видны камуфляж, кресты, номера, символика
разная - драконы, звери, тузы бубновые и прочее.
Правда, самолеты, особенно "немецкие", раскрашивались
гуашью, чтобы потом можно было смыть. А ночью прошел дождь, и весь
камуфляж потек! Опять пришлось красить. Художники ругались. Потом
кто-то додумался в гуашь добавить клей. Отлично получилось. Зато
потом, после съемок, техник начал мыть самолет - а краска не смывалась!
Когда мы возобновили учебные полеты, то больше недели летали над
киевской околицей со свастиками, пока не отмыли.
Для наземных съемок мы задействовали четыре Як-18П
- они "играли" наши Ла-5, два летающих Z-326 -"мессершмитты",
и еще два "зета" использовали для наземных съемок - один
с драконом на борту, а второй - старый, списанный, который Москва
разрешила нам сжечь. Помните, Кузнечик (Сергей Иванов) с собачкой
в кабине сбил внезапно появившегося над нашим аэродромом "мессера",
к которому, горящему на земле, подъехали на грузовике Титаренко
с товарищами? Там тоже была, кстати, проблема. Киношники где-то
откопали настоящую старую "полуторку" - полуторатонный
грузовичок ГАЗ-АА с деревянной кабиной времен войны. Этот "экспонат"
был, как нынче говорят, совершенно убитый. Дело в том, что спортивный
самолет сгорает очень быстро, примерно, как и истребитель, - ровно
за 17 секунд. Обшивка-то у него - перкаль, пропитанный лаком. И
если во время съемки этой сцены машина вовремя не заведется или
заглохнет на полпути, артисты не попадут в кадр, а самолет сгорит
- второго самолета, чтобы сжечь, у нас не было. Мы предупредили
об этом Быкова. Леонид Федорович попросил механиков проверить двигатель.
И полуторка не подвела. Мы вкопали "мессер" в землю, как
будто он при падении зарылся носом, подожгли. Артисты подъехали
к нему за пять секунд. Кадр получился!
Но я назвал не всю технику. Еще на двух летающих Як-18ПМ [вероятно,
речь идет все-таки о Як-18ПС /администрация сайта/]
мы с мастером спорта по высшему пилотажу Сергеем Щуром изображали
"лавочкиных". На третьем Толя Луговской возил оператора
Виталия Кондратьева, на четвертом с летчиком Уткиным летал Леонид
Быков.
- А где нашли старый "кукурузник", использовавшийся
в качестве ночного бомбардировщика, на котором летали героини Ольги
Матешко и Евгении Симоновой?
- Его привезли из подмосковного города Монино. Там
находится Музей ВВС. Самолет уже не летал, но двигатель запускался,
и летчица Людмила Петраш, чемпионка Украины по самолетному спорту,
рулила на нем по земле. Но Люда, прекрасный летчик, мастер спорта,
как-то не сразу приноровилась к маленькой особенности старого По-2:
у него шасси не имело тормозов. Скорость движения по земле, остановки
-- все регулировалось сектором газа, оборотами винта.
Но вот когда приземлившийся якобы самолет с девушками-летчицами
должен был рулить в кадре прямо на зрителя, то есть на камеру, и
должен был остановиться метрах в трех-четырех от нее, Люда, очевидно,
не рассчитала и газанула так, что кукурузник попер прямо на камеру.
Оператор с круглыми от ужаса глазами отпрянул от окуляра, а потом
дал деру. Все, кто стоял рядом, схватили самолет - кто за киль,
кто за нижние плоскости - и метрах в двух от камеры остановили его,
удержали.
- Вы говорили, что сожгли всего один самолет. А как
же с теми, в которых горели артисты -- ослепший во время боя Ромео
не мог приземлиться, а герой Владимира Талашко направил пылающую
машину на врага?
- Для таких сцен мы придумали нехитрое приспособление.
На вертушке, напоминающей детскую карусель, установили отрезанную
от списанного самолета кабину. Рядом оборудовали место для камеры
и оператора. В кабину садился артист. Перед фонарем на капот или
рядом ставили противень с горящей и дымящейся промасленной ветошью.
Помощник оператора привязывал к этому сооружению веревку
и, бегая по кругу, вращал его. Пламя от встречного потока воздуха
разгоралось, лизало фонарь, горизонт вращался -- полная иллюзия
полета. Казалось, что и двигатель горит, и в кабине пожар. А горящие
и падающие сбитые самолеты мы имитировали, конечно, при помощи дымовых
шашек и прочей пиротехники, еще в фильм очень хорошо вписались сцены
воздушных боев из кинохроники.
"Алексей Смирнов рассказывал анекдоты с "бородой".
Но так, что все ухохатывались"
- Как себя вел на съемках Леонид Быков?
- Вы знаете, очень спокойный, простой, хороший был
человек. Со всеми, независимо от чинов. Никакого крика, мата. Помню,
когда снимали "Освобождение", Юрий Озеров, не в обиду
будь сказано (ведь тоже хороший был человек, но импульсивный), иногда
крепко костерил нерадивых. А с Быковым и нам, и его коллегам работалось
очень легко. Задачи объяснял обстоятельно, терпеливо, дублей мы
делали минимальное количество, все получалось, как правило, сразу.
Под стать Леониду Федоровичу по лучшим человеческим
качествам был и второй великий актер Алексей Макарович Смирнов -
бывший фронтовик-разведчик, кавалер двух орденов Славы. Обаятельнейший
человек! Идем однажды по Чернигову (кроме "Чайки", съемки
частично проводились в пойме Десны, а также в районе поймы Тетерева,
недалеко от сел Спартак и Кодра мы помогали снимать сцены поиска
нашими летчиками немецких танков, замаскированных под стога сена).
Возле центральной гостиницы видим - Макарыча окружила молодежь,
восхищенно расспрашивающая о съемках "Операции "Ы"
и других приключений Шурика".
Как-то образовался перерыв в съемках. Ну и мы
решили все это дело отметить на природе по-летному - на траве расстелили
самолетный чехол, поставили на него выпивку-закуску нехитрую. Ждали
Быкова, но Леонид Федорович был чем-то занят, приехал один Алексей
Макарович. Незадолго до этого он попал в автомобильную аварию, нога
побаливала, садиться на брезент человеку грузному и так тяжело.
Положили Макарычу два парашюта один на один, дали стакан коньяка
и пошла застольная беседа. С нами был начальник Черниговского аэроклуба
(мы с его аэродрома в Колычевке взлетали) - большой любитель анекдотов.
И начали они со Смирновым соревноваться. Авиатор новые рассказывает.
Алексей Макарович - "с бородой". Но как рассказывает!
Мы просто ухохатывались, животы болели. И он с нами искренне смеялся
-- смешно и заразительно. Никакой гордыни и звездности в нем не
было. Еще мне запомнилось, что на съемках Смирнов почему-то все
время ходил с покусанными губами. Почему - я постеснялся спросить.
Молод был.
Владимир ШУНЕВИЧ
"ФАКТЫ"
|