ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Тема "Леонид Быков и Краматорск" не исчерпает
себя никогда. Пройдут десятилетия, вырастут поколения, воспитанные
на "заморочках" сети Интернет. Однако у краматорчан (и
не только у них) интерес к Быкову-земляку не состарится и не иссякнет.
Объяснение этому очень простое. Леонид Быков олицетворял
человечность, искренность в чувствах и доброту. Без этих качеств
людям не выжить в грядущем. Очевидно, настанет день, когда фильмы
Быкова обретут славу чудодейственного бальзама. Их будут смотреть,
чтобы вспомнить, как это - от души рассмеяться. Или ради того, чтобы
снять душевный стресс. Сопереживая его героям, легче заплакать и
смыть горькими слезами ржавчину на душе. Памятник Быкову, наш старый
и добрый Дворец - Мекка нынешних и будущих краматорчан. В жизни
и на сцене Маэстро был трагик, комик, а нередко - словно приникшая
к белой березе грусть. Вот почему у его памятника будут всегда лежать
цветы - знак благодарности, признания, памяти. Каждому из нас не
мешало бы стать чуточку им. Он же - один для всех. И другого такого
не будет.
В Краматорске достаточно найдется людей, которым есть
что рассказать о Быкове-земляке. Кто-то жил по соседству, кто-то
с ним учился в техникуме или побывал на премьере и запомнил его
проникновенные слова. Понятно, что россыпи памяти - пока только
штрихи биографии, житейские эпизоды - и только. Портрет парня с
"Прокатки", вероятно, вырисуется потом. Правда, время
при этом - худший помощник. Значит даже краткое, но правдивое воспоминание
о Леониде Быкове актуально и необходимо уже сегодня.
В моем архиве хранится рассказ, записанный со слов
жителя поселка Прокатчиков Николая Архиповича Склярова. В нем представлен
маленький эпизод из жизни Леонида Быкова - актера Харьковского государственного
академического театра им.Шевченко. Время события -февраль 1959 года.
Место события - Краматорск, ДК им.Ленина.
В конце 50-х гг., - вспоминал Николай Архипович, -
после службы в армии, я работал станочником на СКМЗ. Однажды меня
вызвали в заводской комитет комсомола и сообщили, что принято решение
о создании специального комсомольского отряда. Его задача - навести
порядок на танцевальных молодежных вечерах в ДК им.Ленина. Создать
спецотряд завком поручил мне.
В ту пору на танцах в ДК действительно царил хулиганский
беспредел. Всякий раз в зале появлялась группа ребят во главе с
дерзким и нахальным заводилой. Они бесцеремонно начинали двигаться
сквозь скопление танцующих пар, пока вожак не выбирал себе очередную
жертву. Понравившуюся девушку он хватал за руку, и ей приходилось
с ним танцевать. Дружки грубо отталкивали предыдущего партнера,
случалось, избивали его. Довольно часто после танцев хулиганы поджидали
тех, кто посмел дать им отпор. В результате происходили драки, а
то и поножовщина. Наш отряд быстро навел порядок. Мы действовали
совместно с милицией, и вскоре молодежь стала относиться к нам с
пониманием - нас восприняли как защитников.
В январе 1959-го стало известно, что в город на гастроли
приедут актеры театра из Харькова, среди которых будет и наш земляк
Л.Ф.Быков. В назначенные дни спецотряду предстояло выполнить уже
привычную задачу.
Вечер. Мы в ДК - каждый член отряда на своем месте.
Публика постепенно заполняет сияющий от яркого света зал Дворца.
В какой-то момент я оказался за кулисами. Проходя мимо гримерной,
где артисты готовились к выходу на сцену, вижу Леонида Быкова. Он
еще не "в образе", дымит папироской. На нем белоснежная
шелковая сорочка - выглядел безукоризненно! Неожиданно он подходит
ко мне и говорит: "Послушай! Мне сказали, с "колосников"
(см. Прим.) на сцену что-то сыпалось. Похоже, наверху кто-то есть.
Забрались, видимо, через крышу, чтобы попасть на спектакль. Надо
проверить, потому что это очень опасно. В Харькове гвоздь свалился
сверху и травмировал артиста. Посмотри, пожалуйста. Там никого не
должно быть".
До начала спектакля оставалось совсем мало времени,
и я, не мешкая, взобрался по лестнице под самую крышу Дворца (над
сценой она высокая!). Действительно, поверх "колосников",
почти в кромешной темноте, притаилась чья-то фигура. Я к ней, а
она - в сторону. Я - следом. Догнал! И повел к светящемуся проему.
Уже на свету разглядел: "Морячок!" В черной короткой шинели,
шапка на голове. Только весь вымазан - в известке, серой чердачной
пыли. Да и я стал не лучше, пока бегал за ним. Опустились мы вниз
(нарушитель, надо отдать ему должное, не сопротивлялся), а навстречу
нам Быков. Остановились. Леонид, улыбаясь: "Слышь! Давай его
отпустим. Он же не хулиганил. А то, что хотел попасть на спектакль,
так это театру и нам, актерам, вроде бы, даже в плюс - свидетельство
популярности. Пусть идет в зал, на балкон - пускай смотрит!"
"Иди, служба!" - весело бросил он, обращаясь к морячку.
И мы отпустили поклонника Талии (муза комедии - В.К.) с миром.
Таким запомнился мне Леня Быков. Да! В те годы были
популярными и танцы, и спектакли в ДК - народ валом валил смотреть
игру артистов местных и заезжих. Тогда свободные места в большом
зале Дворца - исключительная редкость. Так же, как и на стадион,
в ДК пробирались "зайцы". В данном случае - по пожарной
лестнице на чердак, а дальше - как получится. Морячку повезло. Интересно,
сам-то он эту встречу с Быковым помнит?
* * *
В начале февраля 1959 года "Краматорская правда"
опубликовала отчет о пребывании в нашем городе Харьковского академического
театра. Краматорчане тепло встречали гостей. Добрые слова рецензии
посвящены Заслуженному артисту УССР Леониду Быкову. В спектакле
"Дорога через Сокольники" В.Раздольского Быков сыграл
роль Алеши Вронского, который искал свое место в обществе.
А
пару лет назад автору этих строк был сделан приятный подарок - фотография,
на которой запечатлен момент из спектакля "Дорога через Сокольники"
на сцене ДК им.Ленина. Быков напомнил о себе! Редкая и очень дорогая
сердцу каждого краматорчанина находка завершила рассказ Н.А.Склярова
о близком нам человеке. Вот мы узнали, что происходило за кулисами.
Теперь видим, как обстояло дело на сцене. Все как будто вчера -
словно и не было сорока пролетевших лет. В случае с Быковым - это
жизнь после смерти.
Примечание. "Колосники" - специальное потолочное
устройство над сценой, в котором сквозь щели опускаются и поднимаются
декорации, занавес и др.
Владимир КОЦАРЕНКО
Газета "Технополис" (г.Краматорск, Донецкая обл., Украина)
от 08.08.2002 г. №32. - С.6.
|