Природа не дала Надежде Румянцевой шанса сыграть леди Макбет или, скажем, Крупскую. Амплуа инженю, вечной девочки с косичками, ртом до ушей и вытаращенными от постоянного удивления глазами пришло с родительскими генами. Да так и не было преодолено за все полвека актерской карьеры. Но её, и только её западные газеты называли “Чарли Чаплиным в юбке”, “русской Джульеттой Мазиной”. Называли вполне заслуженно.
Жизнь Румянцевой-актрисы четко разделена на два периода: до “Девчат” и после. О первом периоде знают по большей части критики, а не зрители. Хотя ко второму она пришла с шестнадцатью ролями в кино.
Надежда Васильевна Румянцева родилась 9 сентября 1930 года в селе Потапово Смоленской области. Отец работал бригадиром поездов дальнего следования, мать была домохозяйкой. Именно она привила Наде сумасшедшую любовь к танцам.
Это увлечение очень мешало Румянцевой-младшей учиться. Точные науки она тихо ненавидела, предпочитая им литературу и пение; могла часами крутиться перед зеркалом, изображая великих актрис того времени. На выпускном экзамене по физике едва не провалилась. Она выучила наизусть только одну тему: влажность воздуха. И надо же, вытащила именно этот билет: “Влажность воздуха. Точка росы”. Везение будет сопровождать Румянцеву всю её жизнь.
В театральный она пошла, скорее, не из любви к лицедейству, а по легкомыслию. Открыла справочник для поступающих в вузы и пришла в ужас: в большинстве институтов требовалось сдавать ненавистные физику, математику и химию. Специальность актера ничего такого не требовала: решено, она будет артисткой.
Конкурс был аховый, с истериками отвергнутых сверстниц, нервными перекурами на лестнице в ожидании приговора экзаменационной комиссии. Наде и тут выпал “счастливый билет”. Для читки она выбрала монолог Фамусова: “Петрушка, вечно ты с обновкой…” Абитуриентка ростом метр пятьдесят один настолько вошла в роль, что бросила под ноги свою панамку и начала её топтать. Закончив, она увидела, как у председателя комиссии маститого актера Воронова, известного как раз блестящим исполнением роли Фамусова, округляются глаза, и поняла: провал. Но на самом деле Воронову понравилась нестандартная трактовка характера персонажа, и Румянцеву зачислили…
Первую роль в кино она получила в 1952 году в фильме “Навстречу жизни”. Актриса Роза Макагонова, кандидатуру которой зарубили ради никому не известной пигалицы, настрочила жалобу начальству, но утвердили всё-таки Румянцеву. Чтобы сыграть эту роль с должной естественностью, Надя пошла в ремесленное училище, где месяц постигала токарное дело. Этот опыт пригодится ей еще раз: в работе над фильмом “Неподдающиеся” – одним из трех фильмов, принесших ей всесоюзную популярность.
До “Неподдающихся” Румянцева была полной заложницей своей субтильной конституции и детского лица, к которому никак не приставала печать жизненного опыта. Когда ей было за двадцать, она всё еще играла десятилетних девочек. Её партнерами были 6-8-летние пацаны, таскавшие её за косички и лупившие ранцами. Пару раз Наде приходится даже применить силу: фантастика, но Румянцева еще в пятидесятые годы начинает заниматься восточными единоборствами.
“Неподдающиеся” – первый фильм, где сценарий написан специально “под Румянцеву”. Она играет комсомолку, наставляющую на путь стахановских побед двух молодых лентяев-токарей. Роль получилась настолько живой и убедительной, что Наде придется вновь и вновь воссоздавать на экране образ девчушки, воюющей со всякого рода косностью и застоем. Лучше всего это получится в картине “Королева бензоколонки” (1962 г.), где её героиня учит грубых дальнобойщиков основам личной гигиены и превращает захудалую АЗС в оазис культурного обслуживания.
После “Неподдающихся” Румянцеву начинают узнавать на улице. “Королева бензоколонки” бьет все рекорды проката по стране. Между ними была лесоповальная love story “Девчата” (1961 г.) – фильм, сделавший из Румянцевой настоящую звезду.
На роль поварихи Тоси Кислицыной, партнером которой должен был стать супермен оттепельного кинематографа Николай Рыбников (рейтинг обеспечен!), претендовало порядка десяти актрис. Некоторые девушки писали жалобы, другие отчаянно спали с ответственными работниками Госкино, но руководитель проекта Михаил Ромм сказал как отрезал: “Играть будет эта “пичуга”. А ведь “пичуге” было уже тридцать один…
Создать иллюзию возрастной разницы между героиней и героем было непросто: Рыбников и Румянцева на самом деле были ровесниками. Однако удалось, и даже с некоторым запасом: иные циники до сих пор сравнивают “Девчат” с набоковской “Лолитой”. Еще труднее было сыграть разгорающуюся к финалу любовь. Начальные сцены ссор получались куда натуральнее – Рыбников и Румянцева ругались весь съемочный период. Маститый актер считал, что Надежда слишком активно навязывает свою трактовку некоторых мизансцен: не по Сеньке, мол, шапка. Румянцева возражала: фильм называется “Девчата”, значит, главная роль у неё, значит – мужскому шовинизму Рыбникова ловить здесь нечего…
Съемки вообще были экстремальными. Практически все “уличные” сцены были сняты в мае-июне под Ржевом. Актеры задыхались в своих тулупах и валенках посреди искусственного снега. А по сценарию нужно замерзать, тереть варежкой нос и притоптывать на месте. Финальную сцену, где герои сидят на лавочке под огромной елью (“Я думала, людям целоваться носы мешают”) вообще снимали в тридцатиградусную жару в Ялте. За роль Тоси Кислицыной Румянцева получит приз на фестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина).
Трудно в это поверить, но некоторые фильмы с участием безобидной Нади подверглись суровой партийной критике. “Женитьбу Бальзаминова” не пустили на крупный международный фестиваль из-за пары фраз: “Маменька, идите сюда ко мне. Китай ведь он не там, Китай на нашей стороне!” Фильм вышел в 1964-м – СССР как раз окончательно разругался с Китаем. Фильм “Крепкий орешек” (не путать с блокбастером имени Брюса Уиллиса) вообще положили на полку, потому что автор сценария Ефим Севала со скандалом уехал в Израиль…
Со временем она всё дальше отходила от кинематографа, а может, и он отходил от неё. Вела передачу «Будильник», работала на радио и в театре, создала целую вереницу мультгероев.
Румянцеву миновала участь многих её подруг, стареющих и бедствующих звёзд советского кино. Она вышла замуж за человека, ничего общего не имеющего с актерским цехом – минвнешторговского работника, армянина по национальности. Муж быстро пошел в гору и долгие годы работал торгпредом сначала в Египте, потом в Малайзии. Надежда всегда была с ним рядом. Супруга она боготворит, постоянно повторяя: “Не он муж Нади Румянцевой, а я – жена Вилли Вартановича”.
Сниматься в кино она совсем перестала после фильма “Стервятники на дорогах” (1990 г.). Предложений более чем достаточно, но она ограничивается озвучанием сериалов и мультфильмов. Когда Эльдар Рязанов прислал Румянцевой сценарий фильма “Небеса обетованные” с предложением одной из ролей, она наотрез отказалась: “Этот фильм не оставляет людям надежду”, – сказала Надежда.