Крупная наступательная операция советских войск по освобождению Киева от фашистских захватчиков развернулась осенью 1943 г. наступлением войск 1-го Украинского фронта, которые 6 ноября штурмом освободили город. Оккупация столицы Украины длилась 776 дней, город лежал в руинах, вместо почти 1 млн. жителей, живших здесь до войны, он насчитывал после освобождения около 183 тыс. человек.
Крещатик после освобождения Киева.
После форсирования Днепра советским войскам предстояло освободить столицу Украины — Киев, расширить захваченные плацдармы и создать условия для освобождения от немецко-фашистских оккупантов всей Правобережной Украины. Одновременно необходимо было ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу Днепра, в районе Запорожья, разгромить группировку противника на реке Молочной и выйти в низовья Днепра. Со своей стороны, немецко-фашистское командование еще надеялось сильными контрударами восстановить оборону по правому берегу Днепра, а также удержать свои позиции на реке Молочной. Но больше всего оно прилагало усилия, чтобы не допустить дальнейшего продвижения Красной Армии по Правобережной Украине в районе Киева. Это открыло бы пути советским войскам в западные области Украины, в южные районы Польши, к Карпатам, к границам тогдашних союзников фашистской Германии – Румынии и Венгрии. Поэтому враг создал наиболее сильную группировку на киевском направлении.
По замыслу командования 1-го Украинского фронта для освобождения Киева предполагалось нанести два удара. Главный удар намечался с Букринского плацдарма в 80 км южнее Киева, вспомогательный – с плацдармов севернее Киева. Ударная группировка Красной Армии, сосредоточенная на Букринском плацдарме, дважды предпринимала наступление в октябре. Однако успеха она не добилась – наступательные действия войск, особенно 3-й гвардейской танковой армии, сильно затруднялись пересеченным рельефом местности. В то же время войска, наносившие вспомогательный удар, расширили плацдарм севернее Киева, в районе Лютежа.
Учитывая сложившуюся обстановку, Верховный Главнокомандующий решил перенести главные усилия войск с Букринского на Лютежский плацдарм. В директиве от 24 октября 1943 года Ставка отметила, что «неудача наступления на Букринском плацдарме произошла потому, что не были своевременно учтены условия местности», и дала указание командующему 1-м Украинским фронтом и представителю Ставки маршалу Г. К. Жукову произвести перегруппировку войск «с целью усиления правого крыла фронта, имея ближайшей задачей разгром киевской группировки противника и овладение Киевом».
В связи с этим в директиве предлагалось перенести основные усилия на Лютежский плацдарм и решать задачу освобождения города не прежними силами, а новой группировкой. В соответствии с директивой предлагалось 3-ю гвардейскую танковую армию генерала П. С. Рыбалко перевести на участок фронта севернее Киева, усилить правое крыло фронта тремя-четырьмя дивизиями левого крыла, а также двумя дивизиями из резерва Ставки. Одновременно указывалось на необходимость вести наступательные действия на Букринском плацдарме, с тем чтобы притянуть туда возможно больше сил противника, при благоприятных условиях прорвать его фронт и двигаться вперед. Ставка потребовала произвести переброску 3-й гвардейской танковой армии незаметно для врага, с применением для этой цели в прежнем районе расположения армии макетов танков.
Основываясь на директиве Ставки ВГК, командование фронта составило соответствующий план перегруппировки войск. В короткий срок 3-я гвардейская танковая армия и основная часть артиллерии резерва ВГК, находившиеся на Букринском плацдарме, скрытно переправились на левый берег Днепра и совершили марш в 130—200 км вдоль линии фронта на север. Затем, переправившись через Десну и вновь через Днепр, они сосредоточились на Лютежском плацдарме. Все войска передвигались в основном ночью или при утренних и вечерних туманах. Поэтому немецко-фашистское командование не смогло своевременно обнаружить их сосредоточение в новом районе.
К началу ноября в 1-м Украинском фронте имелось около 7 тыс. орудий и минометов, 675 танков и САУ и 700 самолетов. Превосходство над противником было незначительным: по артиллерии — в 1,1 раза, по танкам — в 1,6 раза. По самолетам силы оказались почти равными. Для огневого обеспечения наступления на направлении главного удара было сконцентрировано на узком участке в 6 км свыше 2 тыс. орудий и минометов и 500 установок реактивной артиллерии. Это позволило создать очень высокие артиллерийские плотности: более 300 орудий и минометов на 1 км участка прорыва. Поддержку сухопутных войск осуществляли крупные силы авиации 2-й воздушной армии генерала С. А. Красовского.
Утром 3 ноября после мощной артиллерийской подготовки 60-я армия генерала И. Д. Черняховского, 38-я армия генерала К. С. Москаленко и часть сил 5-го гвардейского танкового корпуса приступили к проведению Киевской наступательной операции, нанося удар в обход Киева с запада. Завязались ожесточенные бои. Противник непрерывно контратаковал. Его авиация группами по 40 самолетов бомбила наступавшие войска. 2-я воздушная армия наносила удары по врагу на земле и в воздухе. Лишь в первый день операции было произведено 1150 самолето-вылетов, произошло 36 воздушных боев, в которых наши летчики сбили 31 вражеский самолет. Беспримерное упорство советских воинов помогало им сокрушать оборону фашистов. Благодаря мужеству и упорству советских воинов к исходу дня ударная группировка, преодолев сопротивление врага, продвинулась от 5 до 12 км. Напряженная борьба шла и на Букринском плацдарме, где 40-я армия генерала Ф. Ф. Жмаченко и 27-я армия генерал-лейтенанта С. Г. Трофименко перешли в наступление двумя днями раньше, чтобы отвлечь на себя крупные силы противника.
4 ноября ухудшилась погода, пошел моросящий дождь. Наступать стало еще сложнее. С целью усиления удара в течение 4—5 ноября командующий фронтом ввел в сражение 1-й гвардейский кавалерийский корпус, вторые эшелоны и резервы, в том числе 1-ю чехословацкую отдельную бригаду под командованием полковника Л. Свободы. К вечеру в сражение была введена 3-я гвардейская танковая армия.
Целый день шли напряженные бои. Ломая сопротивление противника, танкисты продолжали наступление и ночью. В ночь на 5 ноября войска фронта устремились на юг. Танки атаковали с зажженными фарами, воющими сиренами, ведя интенсивный огонь из пушек и пулеметов. И враг не выдержал столь ошеломляющего удара. Утром 5 ноября соединения танковой армии вышли в район Святошино и перерезали шоссе Киев—Житомир. Главная коммуникация, питавшая киевскую группировку противника с запада, оказалась перехваченной.
Согласованными ударами пехоты, танков, артиллерии и авиации Красная Армия освободила Святошино. В боях за Святошино тысячи советских воинов проявили высокие образцы мужества. Храбро сражались солдаты и офицеры 1666-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Расчет орудия под командованием старшего сержанта Е. И. Дубинина выдвинулся вместе с танками в Святошино и уничтожил три вражеских танка и штурмовое орудие. Е. И. Дубинину было присвоено звание Героя Советского Союза.
К вечеру войска 38-й армии были уже на окраинах Киева. Советские войска неожиданными ночными действиями и стремительным выходом танков на коммуникации западнее и юго-западнее Киева сломили оборону захватчиков и, сея в их рядах панику, устремились к центру города. Завязались уличные бои. В полночь советские части прорвались в центр города. Один из бойцов на угловом здании мелом написал: «24.00. Первым вошел батальон Якушева. Да здравствует свободная Украина!». В 0 часов 30 минут 6 ноября над столицей Украины взвилось Красное знамя. Тогда же в центр города прорвались боевые машины 5-го гвардейского танкового корпуса генерала А. Г. Кравченко. Части 1-й чехословацкой бригады, заняв вокзал, к утру 6 ноября вышли на Днепр.
К 4 часам 6 ноября сопротивление врага в Киеве было полностью сломлено. В результате напряженных и ожесточенных боев войска 1-го Украинского фронта разгромили 9 пехотных, 2 танковые и моторизованную дивизии, нанесли тяжелое поражение немецко-фашистской группировке, оборонявшей город.
Танки 1-го Украинского фронта проходят по улицам освобожденного Киева.
Советский народ с чувством огромной радости встретил весть об освобождении Киева. Громом орудийного салюта 24 залпами из 324 орудий Москва возвестила всему миру об освобождении столицы Советской Украины. Такое количество орудий участвовало в салюте впервые. Родина высоко оценила подвиг воинов 1-го Украинского фронта, их героизм. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось: «Войска 1-го Украинского фронта в результате стремительно проведенной операции со смелым обходным маневром сегодня, 6 ноября, на рассвете штурмом овладели столицей Советской Украины городом Киев – крупнейшим промышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу Днепра.
Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм на правом берегу Днепра, имеющий важное значение для изгнания фашистских оккупантов из Правобережной Украины.
В боях за освобождение города Киева отличились войска генерал-полковника Москаленко, генерал-лейтенанта Черняховского, танкисты генерал-лейтенанта Рыбалко, летчики генерал-лейтенанта авиации Красовского и артиллеристы генерал-майора артиллерии Королькова».
За мужество и отвагу, проявленные в боях за Киев только с 12 октября по 7 ноября 1943 года, было награждено орденами и медалями 17 500 человек, а 65 частей и соединений удостоились почетного наименования Киевских. 1-я чехословацкая бригада награждена орденом Суворова II степени, ее командир и 139 воинов получили ордена и медали Советского Союза.
Победы советских Вооруженных сил на Правобережной Украине и освобождение Киева вызвали широкий международный отклик. Американская и английская пресса расценивала это событие как новое крупное поражение вермахта. Лондонское радио сообщало: «Занятие этого города советскими войсками является победой, имеющей огромное не только военное, но и моральное значение... Когда гитлеровцы заняли Киев, они хвастливо заявляли, что это повлечет за собой полнейшее поражение советских войск на всем юго-востоке. Теперь времена изменились. Германия слышит звон похоронного колокола. На нее надвигается лавина».