Понедельник, 03 Ноября, 2008 17:28
Виктор Чевгуз: «Мне сказали, что Леонида Быкова обвинять нельзя»
«Сегодня» поговорила со следователем, который 30 лет назад расследовал ДТП, в котором погиб легендарный режиссер.
Чевгуз. "Было четыре варианта поведения Быкова в момент аварии. Увы, он выбрал смертельный..." Фото А. Корчинского
— Я в то время был следователем Киевского облУВД. Неожиданно получаю команду срочно принять к производству дело о гибели в ДТП Леонида Быкова! С учетом его личности, расследованию придается особое значение, оно на контроле в ЦК... Принял я первичные документы, назначил экспертизы. Узнал, что Быков в тот день 11 апреля 1979 года ездил к себе на дачу под Иванково, чтобы заплатить взносы в дачный кооператив и посмотреть, как дела, не затопило ли весенним паводком. А на обратном пути в Киев все и случилось…
Не доезжая пару километров до Дымера, Быков догнал трактор МТЗ-50 с культиватором, занимавшим половину дороги. Решил обогнать и под углом стал выезжать на встречную полосу. Выехал и увидел: навстречу мчится ГАЗ-53! Потом стало известно — грузовик весом 5 тонн вез 4 тонны груза (стекловаты). Быков отчаянно стал тормозить — след юза оказался длиной 22 метра. Но это не спасло, и на «встречке» «Волга» столкнулась с ГАЗ-53. Скорость легковушки была примерно 90 км в час, грузовика — 60... Суммарно — 150 км в час, удар был страшный, пришелся он в правую переднюю дверь «Волги». И 18 метров грузовик тащил легковушку «на клыках» в обратную сторону...
Как позже установила экспертиза, Быков погиб сразу, в момент удара. Он был пристегнут ремнем безопасности и этим ремнем его, образно говоря, перерезало. То есть ремень в тело через куртку не впился, но передал динамическое усилие на туловище и фактически не оставил целым ни одного внутреннего органа, переломал все ребра... Спасения не было, если бы Быков не пристегнулся, то разбился бы о руль и торпедо...
Грузовик и «Волга» остановились на обочине, водитель и пассажир ГАЗ-53, а также тракторист подскочили к смятой легковушке. Кое-как, ломиками, оторвали водительскую дверь, оттуда выпал мертвый Леонид Быков. Но эти люди в тот момент его не узнали... Вызвали ГАИ, «скорую», по документам установили, кто погиб, и все закрутилось...
Водителю ГАЗ-53 кто-то из гаишников тогда сказал: «Ты знаешь, кого убил? Ты Быкова убил и ответишь за это!» Но уже по первым признакам было ясно, что режиссер сам совершил смертельную ошибку и никто другой в аварии не виноват.
— На вас давили сверху ваши руководители, чиновники из ЦК или обкома?
— Как по нынешним временам, то нет. Но задавали вопросы типа: «Когда посадите водителя грузовика?», «Почему тот водитель не сидит?», «Когда его осудят?» и пр. Спрашивали из админотдела обкома партии и отдела культуры ЦК КПУ. Я поначалу по молодости отвечал, мол, Быков сам виноват и никто водителя грузовика не осудит. Мне строго говорили на это: «Быков не мог нарушить ПДД и быть виновным. Потому что он великий режиссер! Работайте лучше!». Мое многоопытное начальство тогда мне подсказало, что так отвечать партчиновникам не надо, а нужно сделать справку на одну страничку (так было принято), где указать, что по предварительным данным ответственность за ДТП — обоюдная у водителей «Волги» и ГАЗ-53. А окончательно станет ясным этот вопрос после проведения экспертиз. Так и сделали, и больше меня из высоких коридоров не дергали.
В качестве потерпевшей по делу была признана дочь Леонида Быкова студентка театрального вуза Марианна (ее кандидатуру предложила супруга Леонида Федоровича, сославшись, что сама не может по болезни). Она приходила ко мне в следственный кабинет через пару недель после ДТП, я ей отдал все вещи и документы отца. И сказал напрямую, что считаю: отец погиб по своей вине. Она сразу не поверила, кому-то звонила, а потом попросила, чтобы я ей перерисовал схему ДТП. А когда Марианна пришла ко мне второй раз, то сказала, что показывала схему опытному автомобилисту, главному инженеру киностудии Довженко, и тот тоже признал — Быков был виноват сам.
Вскоре были выполнены все экспертизы и стало ясно, что у Быкова были на выбор 4 варианта поведения после того, как он выехал на встречную и заметил грузовик. Первый: дать газу и попытаться обойти трактор. Второй: резко вывернуть вправо, догнать культиватор и врезаться в него, одновременно затормозив. Максимум, машину помял бы. Третий: свернуть резко влево и выпрыгнуть на обочину (перепад высот там всего 40 см, так что тяжелая «Волга» не перевернулась бы). Все эти варианты давали шанс Быкову выжить, а может, даже не пострадать. Но он, увы, как неопытный водитель, выбрал четвертый, смертельный вариант с «тупым» торможением юзом на встречной полосе.
— Ходили и ходят до сих пор слухи, что все же Быков погиб не просто в ДТП, а что-то случилось. Может, даже жить не хотел...
— Да, было много слухов, связанных с гибелью Быкова: был пьян, решил покончить с жизнью, остановилось сердце... Но все это не подтвердилось. Например, если бы стало сердце, неуправляемая «Волга» бы просто катилась в прежнем направлении, пока не уперлась куда-то. Но он активно тормозил 22 метра, о чем свидетельствует след.
Экспертиза установила, что Быков был абсолютно трезв (после второго инфаркта он не пил вообще). А что касается самоубийства... У него абсолютно в тот момент не было для этого повода. В творческом плане все складывалось отлично, уже утвердили его фильм «Пришелец», который должны были снимать в Крыму, куда уже через неделю собиралась выехать группа. Фильм утвердили, деньги выделили... Быков мыслями был уже в творческом процессе (может, это его и погубило — задумался на трассе).
Закончил я следствие в двухмесячный срок и вынес постановление о прекращении уголовного дела. Быкова я признал виновным в ДТП, но дело против него прекратил в связи со смертью. А в отношении водителя грузовика дело прекратил в связи с отсутствием состава преступления.
Водителя на время следствия отстранили от шоферской работы, его «права» находились у меня. Когда я дело закрыл, то вызвал шофера по телефону к себе, сказав, что следствие закончено. Настроение у него к тому моменту было жутко подавленное. Односельчане в глаза его называли убийцей Быкова и предрекали, что будет долго сидеть в тюрьме. И в таком состоянии он приехал ко мне с молодой женой. Я ему объяснил, что следствие закончено, и дал почитать постановление. Смотрю, он держит бумагу минуту, другую, третью перед глазами... Говорю: чего так долго читаешь? А он... держит документ кверху ногами!
Короче, я объяснил ему все сам, вручил водительское удостоверение и проводил до дверей. Прошло с полчаса, я выглянул в коридор, вижу, сидит водитель, держит в руках бумаги и молчит... А рядом с испугом смотрит на него жена. Человек просто впал в прострацию, был в шоке! Рядом стоял рюкзачок, там водитель собрал все необходимое, чтобы идти в камеру — он был уверен, что его посадят «за Быкова», даже если он и не виноват. Я жене все объяснил и отправил их домой.
АДВОКАТ ЛАЗАРЕНКО И УБИЙЦЫ ГОНГАДЗЕ. Виктор Степанович Чевгуз много лет проработал в милицейском следствии, прошел путь от рядового «следака» до заместителя начальника Следственного управления ГУ МВД Украины в Киевской области. Уволившись в звании подполковника милиции из органов, начал адвокатскую деятельность. Нынче он — один из защитников экс-премьера Павла Лазаренко, представляет интересы одного из убийц Георгия Гонгадзе Николая Протасова, защищает сотрудников СИЗО, которых обвиняют в том, что нанесли смертельную травму главарю банды «оборотней» Игорю Гончарову, одного из днепропетровских «маньяков» Супрунюка... Кандидат юридических наук Виктор Чевгуз также преподает в университете права теорию и практику следственной работы, возглавляет юридическую фирму.
Александр Корчинский